Министерство культуры Республики Башкортостан
x

ГБУКиИ РБ Сибайский госбашдрамтеатр им.А.Мубарякова

Актёр

З. Ханов (2)

ЗАКИРЬЯН ХАНОВ
(1920 – 1990)
Актёр.
Когда мы хотим понять своеобразие и особенности таланта, поэтики мастерства любого актёра, то стараемся увидеть в созданных им образах его самого. Не обыденный облик, не причуды характера и странности нрава, хотя это тоже кое-что значит, но прежде всего линию жизненного действия, что называется кредо. А это, право, нелегко: ведь между артистом и зрителем всегда стоит самобытный художественный персонаж; расстояния между ними и есть мера отсчёта идейно-художественных ценностей, какими располагает артист.
Для Закиръяна Ханова те дистанции отныне – вечность, а для нас – застывшая в ледяном оцепенении карта звездного неба. Бери логарифмическую линейку, води циркулем: вся жизнь как на ладони.
А эта жизнь была существенной страницей истории Сибайского театра драмы. Может, и не одной!.. За полвека артистической деятельности Ханов сыграл более ста крупных ролей, не считая эпизодов, ролей, определивших генеральные идеи и образ творчества коллектива. Как говорится в Коране: “Он сотворил человека из звучащей глины …” Ханов воплотил на сцене образы» созданные творческим воображением Мольера и Шиллера, Гоголя и Горько¬го, Фадеева и Алигер, Даута Юлтыя и М.Бурангулова, Ибрагимова и Мирхайдара Файзи, Баязита Бикбая и Мифтахова, Мустая Карима и Вампилова, Асанбаева и Миннуллина. Они были непременно связаны с твёрдой верой в мощь разума и доброй воли, способных создать более совершенный образ жизни, а равно – с идеями мира и человеческой солидарности, звонкими красками людских радостей, даруемых чистой совестью и чистым небом над головой.
Актёр глубоко отождествлял себя со своими героями. Как метко заметил однажды его наблюдательный коллега по Сибайскому театру, он туго натягивал сценическую маску, так, что та не столько закрывала, сколько обрисовывала его лицо, рельефно выявляя в нём индивидуальное и сильное.
Парадокс? Возможно! Но Ханов и был одним из своих персонажей. Ему были дороги радости и боли, реальные обретения, жестокие утраты и муки духовных исканий того поколения советских людей, чья жизненная зрелость пришлась на эпоху, обозначенную с одной стороны Второй мировой войной, с другой – революционной перестройкой социализма СССР, Он претворял на сцене тот бесценный жизненный опыт, который был вынесен ими из горнил исторического строительства, исторических битв. Ему было чрезвычайно важно, не рассыпав, не расплескав, донести до зрителя главный итог времени – высокую мысль об ответственности людей друг перед другом за человеческую жизнь и вечные гуманистические ценности.
Искусство коммунистического идеала, театр Закиръяна Ханова существовал как поток? ему была органически свойственна диалектика революции, из которой он вышел. Менялась жизнь, менялась театральная афиша, но – менялись и идейно-эстетичес¬кие критерии. Тип сценического реализма, в пределах которого разивалось искусство Ханова, – это сквозная шкала советского многонационального театра, восходящая к методу театрально¬го творчества, открытого великим реформатором мировой сцены К.С.Станиславским. Социально-психологический реализм, он пред¬полагал целостное воспроизведение действительности и человека, отражение неразмыкаемых органических связей человека, природы и общества, утверждение правды жизни как единства социального и природного. В последние годы органика достоверно-реалистического отражения действительности в творчестве Ханова была заметно обогащена сознательным привлечением поэтических средств параллельных систем мировой сцены. Они способствовали опять же многомерности художественного образа, а более углублённому постижению внутренних противоречий жизни, далеко не выявленных общественным сознанием. Творчество Закирьяна Ханова развивалось, демонстрируя критический подход к родному искусству, а вместе с тем, – новаторское постижение самой действительности.
Закирьян Ханович Ханов родился 7 февраля 1920 г. дер. Лагерево Салаватского района Башкирской ССР. Учился в Месягутовском педагогическом училище, оставив которое, поступил в 1937 году “учеником актёра” в Кигинский колхозно-совхозный театр, где проработал до 1952 года, за исключением военных лет. С. 1952 года и до ухода на пенсию в 1987 году служил в Баймакском колхозно-совхозном, затем – Сибайском государственном театре драмы.
З.Х.Ханов был награждён многими боевыми и трудовыми медалями СССР, почётными грамотами РСФСР и Башкирской ССР; ему были присвоены почётные звания заслуженного артиста Башкирской ССР (1971 г,), народного артиста Башкирской ССР (1978 г.). Состоял в КПСС с 1945 г.
Умер З.Х.Ханов 9 августа 1990 г.
(Из архивных материалов театра)

Поделиться: