Галина Вербицкая — доктор философских наук, кандидат искусствоведения, профессор и заслуженный деятель искусств Республики Башкортостан — делится своими впечатлениями о спектакле «Доктор».
«Доктор» — так решили в Сибайском государственном башкирском театре драмы имени народного артиста СССР Арслана Мубарякова назвать спектакль по пьесе Малики Икрамовой «День пожилого человека». То же и с жанром — не «пьеса», как обозначено у автора, а «лирическая комедия». Это один из самых сложных для сценического и экранного воплощения жанр. Его великим мастером стал в кино Эльдар Александрович Рязанов. Виртуозное умение сочетать лирику, эксцентрику, вокал, танец и драму традиционно отличало и Сибайский театр. … Персонажи находятся в одном, практически неизменном пространстве: это комната отдыха так называемого Дома ветеранов сцены или творческих работников, где суждено доживать свой век талантливым, заслуженным, но уже очень пожилым людям… Режиссер Денис Нургалин и художник Валерий Яшкулов осваивают это малое пространство в контрапункте с целым зрительным залом. Именно оттуда появляются персонажи: музыкант и певец Ибрагим Мусович (Альберт Салаватов), поэт, литератор Даут Авхадеевич (Риф Сайфуллин). Именно тогда и мы, зрители, ощутим «пороговость» существования не только персонажей, но и свою. Этот порог, который предстоит перешагнуть каждому в своей жизни, очень пугает, ведь он знаменует конец земного существования… Тем более, что «комната отдыха» затянута в сеть, словно рыбки-рыбоньки оказались пойманы туда люди, в сеть времени, где на самом видном месте часы — без стрелок. Это образ временнОго перерыва, страшащей пустоты, когда за порогом бытия ВРЕМЕНИ для героев больше не будет. Однако в спектакле это пространство оказывается наполненным такой живой, пульсирующей жизнью, теплом, вниманием друг к другу (не только персонажей по сюжету), но и профессиональным вниманием актеров, существующих ансамблево и органично, что все страхи и предчувствия рассеиваются. Это происходит потому, что на сцене царит не уныние и безнадега, а сама жизнь. Режиссер не стал преодолевать открытый мелодраматизм первоисточника, но перевел заданные драматургом перипетии именно в регистр лирической комедии — сложнейшего жанра, где есть место любви, музыке, стихам, философским размышлениям и яркой театральной стихии. Как уже говорила, сибайские артисты владеют всем этим безупречно. Все время размышляю: откуда такая привлекательность, такая завораживающая манкость у сибайцев. Ведь все очень и очень просто: герой подходит к микрофону, появляется специфический дым и… начинает петь. Вживую! И сколь бы не был наивен сам прием — это и столь важно. Ключевое слово здесь — ВЖИВУЮ. Вот эта подлинность существования в самых условных ситуациях, самых неправдоподобных моментах и есть, что называется, фирменный знак Сибайского театра, его смыслообразование. Подлинность, человечность и абсолютная, все и вся преодолевающая любовь к театру и театральности. И в этом смысле в спектакле, что называется, на месте все его участники. И уже упоминавшиеся Риф Галеевич Сайфуллин, чей персонаж так достойно и благородно несет свою боль, и Альберт Салаватов (как задушевно поет!), в чьем исполнении его Ибрагим Мусович напоминает персонажа Сарафанова-отца, тоже музыканта, из вампиловского «Старшего сына». Напоминает своим абсолютным, почти святым детским доверием к людям и жизни… Великолепное трио ведущих актрис: Нурзия Абдрашитова (Асма Салимовна), Зифа Баязитова (Латифа Юнировна), они обе — актрисы. Но будет неверно сказать, что в прошлом. Дух творчества живет в них и сейчас. Одна разыгрывает целую драму с поврежденной ногой, а затем устраивает судьбу юной Танзили (сколько юной звонкости и чистоты в героине Айгуль Губайдуллиной!), другая мастерски воплощает сюжет о дочери в далеком Алжире (скрепя сердце, конечно, ведь так не хочется открывать свою боль, пусть лучше все думают, что дочь далеко…). Особняком здесь стоит персонаж Альфиры Юсуповой, искусствовед Мукарама Давлетовна. Здесь, кажется, ей комфортно. И дело не в условиях, а в том, что наконец-то она ощутила себя свободной! Как давно ей хотелось научиться вязать, и вот она усердно, как школьница, внимательно пересчитывая все петли, старательно вывязывает длиннющие дорожки-дороги теплого шарфа… Этот образ шарфа — дороги — тепла — любви и заботы становится символическим в спектакле. Пути-дороги жизни и судьбы неисповедимы. И кто мог подумать, что молодой симпатичный доктор (Айбулат Гумеров) окажется родным внуком поэта, и тот обретет смысл своего существования… Возвращаясь к названию спектакля, не могу не заметить, что доктора здесь — все персонажи. Они ИСЦЕЛЯЮТ друг друга и нас, зрителей, от тоски и уныния замечательным, бесценным лекарством — своей человечностью. Даже бесшабашной и обаятельной Самире (Салиме Киньягуловой) достается в финале букет невесты! Лишь только алчная дочь Валида (Айгуль Зайнуллина) остается ни с чем. Какой неприятный и — увы! — столь узнаваемый и типичный сегодня образ создает актриса! «Доктора, позовите доктора!» Хочется буквально кричать, звать в надежде на исцеление. Себя, других и всего нашего больного мира…
Отзыв критика о спектакле «Доктор»
