Министерство культуры Республики Башкортостан
x

ГБУКиИ РБ Сибайский госбашдрамтеатр им.А.Мубарякова

Онлайн-трансляции наших спектаклей на канале YouTube

ДРАМА-РЕКВИЕМ, ПОСВЯЩЕННАЯ ПАМЯТИ МИНИГАЛИ ШАЙМУРАТОВА

после премьеры

ДРАМА-РЕКВИЕМ, ПОСВЯЩЕННАЯ ПАМЯТИ МИНИГАЛИ ШАЙМУРАТОВА

В Сибайском госбашдрамтеатре им. А. Мубарякова в закрытом формате прошла сдача спектакля по героической драме Ф.М. Булякова «Шаймуратов-генерал» (в переводе Г.Г. Галеевой).


Постановка по проекту партии «Единая Россия» «Культура малой родины» – «Театры малых городов» посвящается 75-летию Великой Победы и памяти выдающейся личности – советского военачальника, командира 112-й Башкирской кавалерийской дивизии во время Великой Отечественной войны, Героя Российской Федерации (30 марта 2020, посмертно), генерала-майора Минигали Мингазовича Шаймуратова.
– Для башкирского народа Шаймуратов-генерал всегда был героем, – рассказывает И.Р. Абдрашитов, и.о. директора Сибайского госбашдрамтеатра им. А. Мубарякова. – О нем сложена песня, которую поет уже третье поколение, в его родном селе установлен памятник. В этом году официально были признаны заслуги Минигали Шаймуратова, для всех нас это стало настоящим праздником. Прежде чем ставить спектакль, мы все ознакомились с биографией генерала, она невероятна, настолько трагична его судьба на протяжении всей жизни, и особенно в период войны. Всадники 112-й Башкирской кавалерийской дивизии наводили ужас на фашистов. Кстати, столько Героев Советского Союза, как в дивизии генерала Шаймуратова, было всего в двух воинских подразделениях на всю армию СССР.
Не было ни тени сомнения в правильности выбора данного произведения Ф. Булякова для постановки на сцене нашего театра. Память о герое должна быть увековечена в сердцах зрителей.

В очередной раз благодарим партию «Единая Россия» и Министерство культуры Республики Башкортостан за неоценимую поддержку творческой деятельности, развитие и обновление материально-технической базы. Это наш пятый спектакль по проекту «Культура малой родины»! Все предыдущие спектакли имеют большой успех, прочно заняли место в репертуаре театра. Благодаря шикарному проекту мы также имеем возможность приглашать извне большую творческо-постановочную группу.

К сожалению, пока сдача спектакля проходит в закрытом формате. Надеемся, что при открытии юбилейного сезона Сибайского театра спектакль смогут посмотреть все желающие.

Для осуществления проекта приглашена художественно-постановочная группа. Режиссер-постановщик спектакля – главный режиссер Туймазинского государственного татарского драматического театра И.Б. Муллабаев. Он родился в г. Уфа. Окончил Уфимский государственный институт искусств, режиссерский факультет РАТИ (ГИТИС). Работал актером в Государственном драматическом театре «Нур». Прошел созерцательную практику по мастерству актера и режиссуре (г. Нью Йорк и Чикаго). Преподавал в Уфимской государственной академии искусств им. З. Исмагилова (мастерство актера и режиссура). Долгие годы работал режиссером-постановщиком Национального молодежного театра РБ имени М. Карима. Поставил около 20 спектаклей и театральных проектов. Спектакли в его постановке становились участниками и дипломантами всероссийских и международных театральных фестивалей.


– Ильнур Биктимирович, вот и подошла к концу большая постановочная работа по спектаклю. Расскажите, пожалуйста, немного о проекте.

– Тема Великой Отечественной очень близка сердцу, мой дедушка прошел через всю войну, встретил победу в Кенигсберге. И глубоко в подсознании я мечтал посвятить родному человеку подобную постановку. Но никогда не думал, что это будет «Шаймуратов-генерал»! Буляков гениален, мы в очередной раз в этом убеждаемся. В пьесе отражена наша история. Она не документальная, в основу драмы легла не судьба подлинного комдива генерала-майора М.М. Шаймуратова, а образ одноименной песни, широко известной в народе и ставшей по сути громоносным символом участия башкир в Великой Отечественной войне. Вначале думал, что это такая плакатная пьеса, шашки в руки, песня и вперед! Но не тут-то было. Это драма-реквием. Реквием – язык траура, скорби, горя. Это выражение эмоций на происходящее вокруг. Пьеса о трагедии талантливого человека.

– В чем заключается эта трагедия?

– Никто не скрывает, что в начале войны все учились воевать. Лучшие сыны страны были или расстреляны или находились в тюрьмах и лагерях после репрессии. Заново учились военному делу и командиры, и солдаты. В результате просчетов командования, без поддержки авиации и артиллерии, дивизия генерала была забыта и отрезана от своих в селе Ясная Поляна. Просто-напросто забыли… Как ребят из «9-ой роты»… Имея только лошадей, шашки и ребят, генерал получает приказ отбить атаку 2 автоматизированных полков с 80 танками фашистов! И человек, у которого был огромный опыт командования, который никогда не ошибался в расчетах при выборе тактики сражения, который УМЕЕТ ВОЕВАТЬ, вдруг понимает, что так не воюют!!! Но есть приказ – не отступать… И он вынужден отправить на кровавую бойню самых лучших бойцов! Моя задача – показать всю трагичность ситуации, попытаться донести до зрителя, до наших потомков весь ужас тех времен. И пусть никогда не будет войны!

– Как в целом впечатления от работы в нашем театре?

– Я благодарен за приглашение для участия в таком большом проекте. С удовольствием работаю. Замечательная творческо-постановочная команда, великолепная труппа, великолепный театр, такая положительная энергетика, хочется творить и творить!

– Несколько слов о себе, ваши пожелания.

– Люблю свою работу. Назвал бы себя даже неким «наркоманом» театра. Дай бог, чтобы театры жили, они нужны России. Зритель идет сюда не только чтобы отдохнуть и посмеяться. Он получает духовное наслаждение, просвещается, сопереживает героям постановок. Люблю жизнь, люблю свою семью. Дай бог здоровья моим детям, моей супруге. Театру желаю творческих успехов, достичь еще больших высот.


Художник-постановщик спектакля – известный художник РФ В.Б. Яшкулов, заслуженный деятель искусств Российской Федерации и Республики Калмыкия, лауреат Государственной премии Республики Татарстан в области театрального искусства «Тантана». Член союза художников СССР и РСФСР. Участник всесоюзных, всероссийских, и республиканских художественных выставок. Работал во многих театрах национальных республик Российской Федерации. В настоящее время работает главным художником Мензелинского татарского государственного драмтеатра имени Сабира Амутбаева ( Республика Татарстан). Награжден нагрудными знаками «За достижение в культуре Республики Татарстан», «За заслуги перед г. Элиста», Республики Калмыкия.

– Валерий Борисович, вы – художник с огромным багажом знаний и опыта работы в театрах. Что скажете о сценографии данной постановки?

– В Сибае я не в первый раз. Участвовал в проектах театра «Сулпан» и филармонии. В вашем театре впервые. До сих пор не был знаком ни с актерами, ни с репертуаром. Судьба восполнила этот пробел, и я могу сказать следующее – творческий потенциал театра хороший. Достаточно серьезные кадры – и актерский ансамбль, и художественно-постановочный цех.

Сейчас такое время, когда в сценографии художественный свет имеет огромную роль. Свет на сцене – одно из важных художественно-постановочных средств. Он помогает воспроизвести место и обстановку действия, создавать необходимое настроение, показать весь трагизм сцены и т.д. Минималистические декорации подкрепляются хорошим художественным светом, и все это в конечном итоге, несомненно, дает хороший эффект.

Участие вашего театра в проекте Единой России делает желания безграничными: приобретены самые современные прожекторы – на аккумуляторах, прожекторы-пушки, новый дымогенератор. Все они в целом дают колоссальный эффект на сцене.

– Декорации спектакля необычны. Как пришли к такому решению?
– Да, декорации состоят всего лишь из пилонов и снарядных ящиков – тот минимум, создающий эффект войны. Пилоны (колонны) сами по себе дают некий символизм героизма, светящиеся внутри, растресканные. За счет построения сооружений из этих пилонов и ящиков в той или иной сцене они становятся функциональными, т.е. дополняют картину спектакля. Пилоны – еще дополнительная внешняя форма, как декорационный элемент, несущий определенный символизм. Они и стены штаба дивизии, и элементы в бою, и пушки, и седло, и бревна на делянке, где трудились в тылу женщины, они же – памятники-обелиски павшим в боях.

– Очень интересно, спасибо вам большое! Не зря, наверное, ваши работы получают высокую оценку театральных критиков и специалистов.

– Рад сотрудничать с новыми режиссерами и театрами, хочу применить весь свой опыт и знания в театрально-декорационном искусстве, быть полезным технологом и организатором художественного процесса в постановочной части театра.


Балетмейстер спектакля – Ярослав Францев, профессиональный режиссер, хореограф, танцовщик, основатель театральной компании RADI SVETA, автор семинаров «Свободное тело», «Поэзия Танца», «Свобода в Игре», педагог по техникам Contemporary, Hip-hop, House dance. Автор и режиссер 8 самостоятельных спектаклей, более 20 работ в качестве хореографа-постановщика в театрах РФ, многие из которых стали лауреатами театральных и хореографических всероссийских и международных фестивалей и конкурсов.

– Мы рады видеть такого творческого человека в стенах нашего театра в числе постановочной группы.

– Спасибо! Взаимно, рад участию в проекте! Честно скажу, был приятно удивлен, встретив в театре очень работоспособную группу, причем интерес у всей труппы! Абсолютно все выкладываются на все сто! В наши дни такие коллективы – большая редкость! И еще – не все театры имеют возможность проводить тренажи для актеров.

– Немного о проекте с вашей точки зрения.

– Спектакль объемный, не бытовой. Мне такие работы всегда по нраву. Это означает – меньше бытового, больше смыслов и надстроек над конкретным действием. Отрадно, все службы театра при деле и заинтересованы в успешности проекта, как пчелки, что-то творят, что-то подправляют, всё вокруг в движении. Приятно творить в такой «деловой» обстановке. Благодаря этому моя работа проходит даже быстрее, чем запланировано. Артисты подхватывают все на лету, стараются, соответственно выкладываются. Ваш театр живет в каком-то формате, как одна семья, и это в наше время, на мой взгляд, единственный возможный вариант выживания. Поэтому особых проблем и не было в работе.

– В спектакле есть сцена боя. Каким образом пытались приблизить ощущение нахождения на поле сражения? По сценарию – танки, всадники, неравный бой…

– Еще раз подчеркну, что это не бытовой спектакль. Когда планировали сцену боя, было принято решение, что это будет танец, не традиционный, отсылающий нас конкретно к башкирской культуре. Я предложил использовать биомеханику и работу с образом. Биомеханика – система актерского тренажа, позволяющая идти от внешнего к внутреннему, от точно найденного движения и верной интонации к эмоциональной правде. В данном случае, точкой отправки для меня послужил образ «северных амуров» (в день приезда в город Сибай совершил экскурсию к памятнику башкирским полкам-участникам Отечественной войны 1812 года). Вооружённые всего лишь луком и стрелами, «северные амуры» в свое время внушали ужас наполеоновским солдатам своим умением выпускать град стрел в тот короткий промежуток времени, который гренадерам требовался для перезарядки ружей. Мне кажется, грандиозная точка отправки! На сегодняшний день все движения поставлены, осталось насытить их внутренним состоянием и какими-то небольшими акцентами. Учитывая творческий потенциал труппы, уверен, что все получится!

– Очень приятно иметь дело с такими профессионалами. Пару слов, пожалуйста, о себе.
– Занимаюсь просто творчеством в любом понимании этого слова – работа с телом, саморазвитие, хореография, танец, режиссура. Неважно, в каком качестве меня приглашают, с удовольствием принимаюсь за работу. Исследую творчество в любом понимании. Постоянно самосовершенствуюсь, гоняю по стране, живу в Москве.

– Ваши возможности безграничны, это здорово! Рады знакомству с таким позитивным, эрудированным человеком! Приезжайте к нам почаще!

– Спасибо большое. Приглашайте, приеду! Желаю театру процветания, креативных постановок, больше зрителей!


За музыкальное оформление спектакля отвечает начинающий композитор, уроженец г. Уфа Ильсаф Вадутов, автор популярных альбомов и песен.

– Нам известно, что вы впервые участвуете в такого рода проектах. Какие ощущения, впечатления?

– Я был очень взволнован, когда мне позвонили с предложением взяться за спектакль «Шаймуратов-генерал», ведь это моя первая работа с театрами в качестве композитора, первая работа с режиссером Ильнуром Биктимировичем, но в то же время невероятно счастлив за возможность сделать что-то для своей республики.

– Музыка определяет драматургию сценического представления и является одним из важнейших средств характеристики образов. Были сложности?

– Самым сложным и поэтому самым интересным для меня оказалась сцена «битвы». Это драматический и трагический эпизод, где кавалерийская дивизия, попавшая в окружение, вооруженная только саблями, вступает в неравный бой с немецким танковым батальоном, тяжелой артиллерией. Не менее интересны два трека, которые звучат рефреном в спектакле, это «колыбельная», которую поют матери, жены, любимые над погибшими героями, и «мясорубка», которая характеризует все ужасное и бездушное, что происходит во время войны.

– Музыка спектакля более чем точно отражает и характер героев, и драматизм событий, пронизывает до мурашек на коже, никого не оставит равнодушным. Можно вас поздравить с «боевым крещением»!

– Спасибо большое руководству театра за предоставленную возможность участвовать в проекте такого масштаба, режиссеру-постановщику за прекрасную работу. Хочу поблагодарить также кураиста Азата Бикчурина и певицу Эндже Вадутову, их исполнение также услышите в спектакле. Сибайскому театру желаю больше новых премьер, постоянного творческого энтузиазма и, главное, здоровья всем сотрудникам.

В главной роли в спектакле выступает актер, режиссер театра Вадим Гильманов. В ролях – заслуженные артисты РБ Айгуль Хакимова, Марс Итбаев, Венер Сунагатов, Арсен Шайхисламов, Урал Зайнуллин, артисты театра Мурат Амантаев, Юнир Мансуров, Салават Валеев, Нафиса Мазитова, Юлия Мухмедьянова, Рима Гайнуллина, Залия Хафизова, Гульфия Максютова, Айбулат Гумеров, Нафис Саитов.

Спектакль прошёл на одном дыхании, так всё в нём было гармонично: и музыка, и актёры, и декорация, и костюмы, и текст, и даже свет в зале и на сцене. Браво!

Репертуар пополнился еще одной постановкой, пожелаем ей долгого успешного проката! С успешной реализацией очередного проекта, наш любимый театр! Совсем скоро двери твои распахнутся и храм искусства наполнится зрителями, успевшими за долгий период самоизоляции соскучиться по шуршанию открывающегося занавеса, по загадочной тишине перед спектаклем, по родным актерам…

Благодарим творческо-постановочную группу и всех актеров за очередной успех, пожелаем удачи, вдохновения и крепкого здоровья!

Гульсасак ТЛЯВСИНА,

руководитель литературно-драматической части театра.

10.07.2020

Поделиться: