Министерство культуры Республики Башкортостан
x

ГБУКиИ РБ Сибайский госбашдрамтеатр им.А.Мубарякова

Онлайн-трансляции наших спектаклей на канале YouTube

История театра

фото театра-2021

Сибайский государственный башкирский театр драмы  имени Арслана  Мубарякова  со своей богатой историей и традициями, со свойственным только ему лицом и публикой по праву является одним из самых самобытных национальных театров республики Башкортостан. Коллектив театра вобрал в себя не только народную мудрость, красоту человеческих взаимоотношений, но и силу, мужество седого Ирандыка, задумчивость озер Культабана, Талкаса. Театр стал центром культуры районов Зауралья и щедро дарит своим зрителям радость встречи с высоким театральным искусством.

Он – тот светлый культурный очаг, который в подножиях голубого Ирандыка создает мир красоты, обогащая зрителей духовным богатством.

Театр закрыл свой   93 – й сезон. За это время театр побывал во всех уголках республики, успешно выступал и за  его пределами, завоевал любовь множества зрителей и нашел всеобщее признание.

В июне месяце 1931 года выпускники Башкирского театрального техникума, воспитанники замечательного педагога – режиссера Макарима Магадеева, молодые артисты Арслан Мубаряков, Шагали Суяргулов, Сания Янбухтина, Зайнаб Нигматуллина, Ханифа Искандарова, Сынтимир Бакиев, Мухамет Ишкабулов Сахи Саитов, Гашия Абзгильдина были направлены  в г. Стерлитамак для создания Второго профессионального республиканского башкирского театра. Первым главным режиссером и художественным руководителем назначается Арслан Мубаряков, в последствие  выдающийся деятель театрального искусства Башкортостана и страны, народный артист СССР, администратором Шагали Суяргулов. Так начал свой путь в прекрасный мир искусства Второй профессиональный башкирский театр.

В том же году  в целях  укрепления  творческого состава   труппа пополняется талантливой молодежью. Среди них были Бикташ Калимуллин, впоследствии народный артист БАСС, выдающийся гармонист Файзулла Гайфуллин, кураист Хамит Ахметов, талантливые артисты Нигмат Хасанов, Кали Гилметдинов и другие. Они быстро влились в коллектив и   активно принялись за работу.

Первым спектаклем  нового  театрального  коллектива, членов которого переполняла энергия молодости, безграничная любовь к искусству, стала дипломная работа курса – спектакль  «Бунт» по драме А. Глебова. Артисты, занятые в этом спектакле: Бикташ Калимуллин, Сания Янбухтина, Зайнаб Нигматуллина, Ханифа Искандарова, Сахи Саитов и другие –  с первых же дней гастролей завоевали всеобщее признание зрителей. Несомненно, первый успех окрылил молодой коллектив, актеры стали увереннее в своих  силах и в таланте. В каждом селе,  в каждой деревне, посмотрев спектакль «Бунт», понимали, что перед ними настоящее искусство, профессиональные артисты. В дальнейшем  они ждали артистов с нетерпением, ведь каждая встреча была  большим, ярким праздником.

После спектакля «Бунт» на сцене появились пьесы на патриотическую тему, такие, как «Гудок»,  «Буря», «По своему пути», «Весенняя песнь». Вместе с новыми постановками также  ставились различные концерты и представления.

В 1932 году  с целью удовлетворения культурных запросов жителей районов Зауралья специальным распоряжением правительства республики театр переводят в Баймак, с этого момента он стал называться Баймакским колхозно – совхозным театром. Со своими первыми спектаклями коллектив выступал в золотодобывающих поселках Тубинск, Бурибай, Семенск, Юлалы, Байгара.

На  творческий рост молодого коллектива огромное влияние оказали видные деятели искусства и культуры республики. В разные годы в  Баймакском, а ныне  в  Сибайском театре работали и получили творческую закалку многие в последствие  известные мастера сцены Башкортостана такие как, заслуженный деятель искусств России Елизавета  Сыртланова, Г. Мансурова, талантливые художники, народные артисты БАССР Галия Имашева, Мухамет  Арсланов, композиторы Х. Мансуровский, Рауф  Муртазин, известный  музыкант, актер, кураист, народный артист РБ, заслуженный артист РФ  Ишмулла Дильмухаметов, солист оперы, выдающийся певец, народный артист РБ и РФ  Магафур Хисматуллин, заслуженный деятель искусств РФ, народный артист РБ,  кураист  и педагог Гата Сулейманов и многие другие.

В 1932 – 1933 гг.  художественным руководителем и директором тетра работает  Кадир Хадыевич Бакиров. Он, будучи одним из основоположников башкирского театрального искусства, внес большой вклад в профессиональное становление молодого Баймакского театра.

И работая главным режиссером, с 1952 – по 1958 гг. образованный специалист  – теоретик привнес в жизнь театра культурное дыхание Москвы, ее искусства и культуры.

Опираясь на  методику  великих мастеров сцены К. С. Станиславского и Вл. Немировича – Данченко, Кадир Бакиров старался ставить мировую  классику, драматургию родственных народов  и национальные произведения на высоком художественном уровне. Его постановки «Одинокая береза» Мустая Карима, «Райхан» Наки Исанбета,  «Карагул» Даута Юлтыя, «На берегу Демы» Кадира Даяна, «Женитьба» Николая Гоголя, «Ксенья» А.Волкова стали яркими  страницами  жизни  нового театра.

В 1935 году молодой коллектив Баймакского театра принял участие во Всероссийском смотре колхозно-совхозных театров в городе Москве со спектаклями «Алатау» Афзала Тагирова и «Карагул»  Даута Юлтыя, где  занял почетное второе место и  был награжден грузовым автомобилем.

Начиная с 1937 года, с переходом театра на хозяйственную самоокупаемость, условия работы становятся намного сложнее. В эти годы Баймакским театром  руководит замечательный человек,  талантливый актер Гиният Ушанов. Свою актерскую деятельность он начал в народном театре  поселка Тубинск,  в самодеятельном кружке, организованном местными шахтерами и крестьянами, который получил впоследствии признание широких масс. Руководил этим кружком известный драматург Мирхайдар Файзи. В будущем Гиният Ушанов станет одним из самых профессиональных и талантливых актеров Башкирского академического театра.

Талантливый режиссер Гиният Ушанов  на сцене  Баймакского театра  осуществил ряд  ярких  постановок, таких,  как «Башкирская свадьба» Мухаметши Бурангулова,  «Карагул» и «Мактымхылыу»  Даута Юлтыя, «Сакмар», «Зимагоры», «Дружба и любовь» Сагита Мифтахова, «Как закалялась сталь» по роману Н.Островского.

В 1938  году  начался  новый этап в творческой жизни театра. Коллектив  возглавляет заслуженный артист РСФСР Сахи Саитов, который первые свои шаги начинал здесь же ассистентом режиссера. Поставив спектакли «Лентяй Бикмухамет» И.Насыри, «Оторванные корни» Г. Идрисова, «Карлугас» Б.Бикбая и другие, он оставил заметный след в развитии театра.

В эти годы репертуар театра в основном складывается из драматургии Сагита Мифтахова. Его   произведения «На земле панов», «Зимагоры», «Сакмар», «Дочь степи», «Дружба и любовь» были особенно любимы зрителями. Также на творческий рост  коллектива огромное влияние оказала и драматургия татарского писателя Тажи Гиззата. Его спектакли «Бишбуляк» (режиссер  Мансур Лукманов),  «Искры»  (Гайфулла Сарбаев), и «Потоки» (Сахи Саитов)  были произведениями психологического плана, пронизанными революционным духом.

В то же время режиссеры работали и над произведениями русских классиков. Были поставлены комедии «Женитьба» Н.В.Гоголя, «Без вины виноватые» А.Н.Островского, «Медведь» и  «Предложение» А.П.Чехова.

Июнь 41 года в  памяти каждого

Осталось навсегда

Вспоминая об ушедших столь рано

Мы скорбим с горечью всегда.

 

Великая Отечественная война не обошла стороной и  коллектив Баймакского театра. Многие актеры встали с оружием в руках на защиту Родины. Вся забота о театре легла на хрупкие  плечи женщин – актрис Гашии Абызгильдиной, Биби Магадеевой, Ямили Абитаевой, Камал Ихсановой, Манфусы Азаматовой, Мархабы Абзелиловой, Гашуры Ирназаровой, из мужчин Сахи Саитова и ребят 14 – 15 – ти лет из  самодеятельных кружков –  Файзрахмана Рыскужина, Марат Багаутдинова, Хамзы Курсаева, Ишмуллы Дильмухаметова, Бикьяна Султангилдина,  которые спасли театр от расформирования и закрытия. В это трудное время руководство театром взяла на себя Гашия Абызгильдина, главным режиссером был Сахи Саитов. Несмотря на материальные трудности и  нехватку кадров, ставились спектакли героического характера, которые поднимали дух народа, укрепляли веру в победу.  Эти одноактные пьесы, пронизанные ненавистью к войне, хоть немного, но освещали тяжелые будни людей, принося радость, душевный подъем. Со сцены в исполнении актрис звучала тема героизма советского человека, утверждались высокие  нравственные нормы  личности.

Уже на второй, третий год войны  были поставлены  такие масштабные произведения, как «Лес шумит» Рашита Нигмати, «Родина зовет» Хабибуллы Ибрагимова, «Тансулпан» Кадира Даяна, «Возвращение» Ризы Ишмурата, «На бойком месте» А.Н.Островского, «Кахым  турэ» Баязита Бикбая.

Роли  мужчин исполняли женщины и подростки. Особо это удавалось Биби Магадеевой  и 14 – летнему  Хамзе  Курсаеву.  Как бы  ни было трудно войти в образ, они сумели это сделать и создали портреты  настоящих героев, тем самым спасли  свой родной театр. Их доблестный труд – это настоящий подвиг!

На улице стужа. Градусов 40.

В клубе теплее от дыхания людей.

Зрители в тулупах и валенках

Забыли на время про тяжких дней.

 

«Башмачки» идет на  деревенской сцене

Смеется  до слез весь зал.

То рыдает, жалея, когда смотрят «Тансулпан»

Ради любви, которая в руки берет кинжал.

 

Каждая сидящая здесь думает о любимом,

И у всех пожелание о скорой победе.

Неважно, что роль отважного джигита

Играет пока несравненная Биби.

 

С войны  возвращаются   с победой только  двое  из 19  ушедших на фронт – это Гайфулла Сарбаев  и Мансур Лукманов. А Амир Абызгильдин, Сайфулла Аксурин, Сынтимир Бакиев, Мухамет Гильманов, Хамит Давлетшин, Азбар Курсаев, Зуфар Хайриев, Зуфар Зайнуллин, Султан Ибрагимов, Мухамет Ишкаболов, Мухамет Ягафаров, Гилметдин Кабиров, Яхъя Лукманов пали храброй смертью на поле сражения. Имена этих героев золотыми буквами вписаны     в историю театра.

С возвращением Гайфуллы Сарбаева и Мансура Лукманова  работа в театре  оживляется.  Юноши из самодеятельных кружков – Ишмулла Дильмухаметов, Хамза Курсаев, Бикьян Султангильдин, Марат Багаутдинов, Кали Нигматов стали выступать в главных ролях.

Гайфулла  Сарбаев проходит войну в  башкирской конной дивизии. Храбрый кавалерист показал себя  не только  славным солдатом, но и талантливым  кураистом, аккордеонистом и превосходным танцором. А его курай, сделанный из медной трубки фашистского самолета, сбитого нашими зенитчиками, был спутником  и  вдохновителем в боях. Сегодня  этот курай хранится в Национальном  музее  Республики Башкортостан.

Возвращение обладателя такого многогранного таланта, воина – артиста с  большим жизненным опытом  поистине было  большим счастьем для творческого коллектива. Заслуженный артист РСФСР Гайфулла Сарбаев  всю свою жизнь посвятил Сибайскому театру –  создал десяток  ярких образов и поставил более 30 – ти спектаклей различного характера. Его постановки широкого полотна «Песня жизни» Мирсая Амири, «Свояки» Ибрагима Абдуллина,  «Тальян гармонь» Габдуллы Ахметшина, «Хитрый Будамша» бурятского писателя Цырена Шагжина, «Одинокая береза» Мустая Карима и многие другие шли на сцене с большим успехом.

В тяжелые послевоенные  годы  в театр  приезжают  молодые  актеры – выпускники  театрального техникума – Кифая Хабибуллина, Тайфа Ишемгулова, Габдулла Гиляжев,  Халит Хасанов, чуть позднее Разина Кагарманова, Мунира Ахметгалеева, Аниса Дильмухаметова, Ямал Мухутдинова, Алтаф Мустафин и  юноши из самодеятельности Каюм Хусаинов, Гали Киньябулатов, Мухаммет Шарипов.

Также основной творческий состав составляют  Закирьян Ханов, Шамсинур Сиражетдинова, Ямал и Мырзашариф Минлишевы, которые 1951 году после расформирования Кигинского колхозно – совхозного театра стали актерами Баймакского  театра.

В  ноябре 1954г. Баймакский колхозно – совхозный театр переименовывается  в Баймакский башкирский государственный театр драмы. А в 1957 году театр решением  правительства   республики  переезжает  в молодой город  горняков и строителей Сибай, которому было предназначено стать промышленным, культурным и транспортным  центром региона.

Труппа в 50 – 60 гг., развивая тему дружбы народов ставит пьесы русских, татарских, эстонских, белорусских, узбекских, туркменских, китайских, бурятских, монгольских и многих  других  национальных драматургов на башкирском языке. Произведения «Женитьба» Гоголя, «На бойком месте» А.Островского, «Трибунал» А.Макаенока, «Блудный сын» Эгона Ранетта, «Хужа Насретдин» В.Элтона, «Тайфун» Цао Юя, «Первая любовь» Хая Вахита, «Хитрый Будамша» Цырена Шагжина, «Аршин мал алан» Г.Гаджибекова стали прекрасным отражением культуры других народов на сцене национального театра.

Несмотря на отсутствие своего определенного здания и работы в передвижных условиях, театр осуществляет  все новые и  новые постановки. Своими спектаклями  театр успевает прославиться  не только у себя в республике –  он  покоряет и зрителей соседних областей. Особенно большие заслуги в этом режиссеров Кадира Бакирова и Гайфуллы  Сарбаева. Драма «Карагул» в постановке К.Бакирова, повествовавшая о славной истории башкирского народа, стала  ярким событием в театральной жизни  Башкортостана.

Осенью 1961 года приказом Совета министров республики Башкортостан Сибайский театр  стал называться Целинным театром БАССР.

Отмечая свое 30 – летие Целинный театр выпустил много новых спектаклей. Одна из них драма Асгата Мирзагитова, посвященная  великой революции «Огненный вихрь». Это произведение стало определяющим моментом в развитии театра. Поставил его талантливый режиссер из Москвы  Андрей Александрович Муат. В спектакле «Огненный вихрь» были заняты  известные мастера сцены: Хамза Курсаев, Кифая Хабибуллина, Биби Магадеева, Гашия Абызгильдина, Гадель Галлямов, Хамит Ахметов, Каюм Хусаинов, Закир Ханов, Шамсинур Сиражетдинова и другие, которые создали яркие, запоминающиеся образы.

В 1963 году главным режиссером Сибайского театра назначается молодой выпускник ГИТИСа Рафаэль Аюпов, который впоследствии  стал известным  режиссером  и педагогом Уфимского института искусств.  Им были поставлены на сцене Сибайского театра более 30 произведений различных авторов таких как, «В ночь лунного затмения» Мустая Карима,  «Тополек мой в красной косынке», «Потерянная любовь»  Чингиза Айтматова, «Тартюф»  Ж.Б. Мольера, «Человеческое счастье» Нажиба Асанбаева, «Сын солдата» Асгата Мирзагитова, «Шонкар» Ангама Атнабаева,  «Резной трон»  Ильшата Юмагулова.

Заслуженный деятель искусств, талантливый режиссер Рафаэль Аюпов, ставя на сцене Сибайского театра десяток ярких, многообразных спектаклей, много сил вкладывал для повышения профессионального мастерства актеров, заслужил  огромную благодарность зрителей. Одним словом, его профессиональная  деятельность стала яркой страницей жизни театра.

В мае 1968 года Целинный театр снова переименовывается в  Сибайского башкирского государственного театра  драмы. С этого года начинается  новая веха в истории  Сибайского театра. Должность директора возглавляет  Валихан Фаткуллин, главным режиссером назначается опытный актер – фронтовик Фатхелислам Галяутдинов.

На сцене театра  появляются  такие спектакли, как «Четыре жениха Диляфруз» Р.Миннуллина, «Коварство и любовь» Ф.Шиллера, «Дети мои»  А.Атнабаева, «Салават» М.Карима, «Черноликие» М.Гафури, «Байрамбика» Р.Янбулатовой, «Фатима» С.Ямала и другие.

Талантливый режиссер, заслуженный деятель искусств РСФСР  Фатхелислам Галяутдинов внес большой вклад в развитии профессионального  становления актеров. Именно с этого времени начинается заслуженное присвоение артистам высоких  наград за их заслуги в области искусства. Одними из первых высокого звания «Заслуженный артист Башкортостана» были удостоены ветераны театра:  Биби Магадеева, Ямиля Абитаева, Гашура Ирназарова, Закирьян Ханов, Хамза Курсаев, Каюм Хусаинов, Шамсинур Сиражетдинова, Кифая Хабибуллина, Мунира Ахметгалеева. За дальнейшие труды Закирьян Ханов и Хамза Курсаев стали народными артистами Башкортостана, а талантливый баянист, композитор Марс Хасанов, заведующие реквизитным и гримерным цехами  Ямал Гумерова и Файза Шафиева, директор театра Валихан Фаткуллин  – заслуженными работниками культуры Башкортостана.

Период расцвета национальной драматургии оставил яркий отпечаток и в истории Сибайского театра. На сцене появились спектакли различного характера, как «Песнь о любви» и «Дети мои»А.Атнабаева, «Уфимские девушки» и «Песней вернусь»   И.Абдуллина,  «По извилистым дорогам» и «Тальян гармонь» Г.Ахметшина, «Дорога к роднику» и «Зайтунгуль» Н.Асанбаева, «Сваты – свахи» М.Хайдарова, «Байрамбика» Р.Янбулатовой, «Салауат» М.Карима, «Белый ворон»    Г.Байбурина и другие, которые  были  тепло восприняты зрителями. Благодаря стараниям и поддержке опытного режиссера Фатхелислама Галяутдинова начали появляться имена новых молодых драматургов. Успех первых произведений «Любовь и преступление», «Утренний туман»  Фарита Богданова, «Крылья беркута», «Самоцвет»  Гарея Исхакова, «Проливные дожди» Наиля Гаитбаева, дал молодым авторам творческое вдохновение.

В феврале 1975 года  на должность  директора  назначается талантливая актриса Разина Кагарманова, руководящая долгие годы партийной организацией коллектива. В эти годы театр начинает стабильно развиваться и завоевывать всеобщий авторитет. И по качественному обслуживанию  зрителей, и постановке      высокохудожественных пьес,  театр становится одним из лучших  в республике.      Гастроли, проходившие в Уфе, в городах и районах республики, Казани, Екатеринбурге, Челябинской, Оренбургской областей  положительно повлияли на дальнейшую творческую деятельность театра.

В 60 – 80 гг. творческий состав труппы составляют  Закирьян Ханов, Хамза Курсаев, Шамсинур Сиражетдинова, Каюм Хусаинов, Рамзиля Адельшина, Кифая Хабибуллина, Марьям Емалетдинова,  Разина Кагарманова, Мунира Ахметгалеева. 1964 году в театр приезжают молодые талантливые актеры – выпускники Уфимского училища искусств: Рамиля Худайгулова, Рива Гирфанова, Загир Валитов, Марат Исхаков,  Римма Фарвазова, Альберт Набиуллин.  Позднее коллектив пополняется  выпускниками того же училища – Фаризой Хасановой, Муллануром Нигматуллиным, Маратом Ямилевым, Мубаряком Салимовым, Фанави Минажевым, Рамилей Салимгареевой,  Киньябикой Исламгуловой, Ханифом Сафиным, а также Вакилей Калмантаевой и  Альбертом Мустафиным из Салаватского театра, Расулем Багаутдиновым из Стерлитамакского просветительного училища культуры, Анваром Гатиятуллиным с народного театра.

В 1973 году прибытие первых «ласточек» с театрального факультета Уфимского государственного института искусств: Зифы Баязитовой, Вакиля Юсупова, Рифа Сайфуллина и  Хисматуллы Давлетова было большим событием в деятельности театра и культурной жизни города в целом.  В последующем год за годом в театр приходят новые творческие силы: Салихьян Афлятунов, Радиф Яныбаев, Аскат Янбеков, Рамзия Кудашева и другие.

Талантливыми режиссерами создается многообразный, богатый репертуар. Фатхелислам Галяутдинов («Четыре жениха Диляфруз» Т.Миннуллина, «Матери ждут сыновей», «Огненный вихрь» А.Мирзагитова, «Коварство и любовь»Ф.Шиллера, «Черноликие»М.Гафури и др.), Рафаэль Аюпов («Порог» А.Дударева, «Резной трон» И.Юмагулова, «Под знаком Марса» Р.Хамида,  «Стол на четверых», «Ой, кто там лежит?»  Н.Гаитбаева,  «Свояченица Газиза» Р.Сафина и др.), Ким Надыршин («Зайтунгуль» Н.Асанбаева, «Свадебное платье»Г.Ахметшина, «Самоцвет» Г.Исхакова, «Старший сын»А. Вампилова и др) подбирали и ставили  спектакли с разнообразной тематикой и в разных жанрах, и каждый из них оставил неизгладимый след в истории театра,  в творчестве  актеров и душах зрителей.

Режиссеры Ким Надыршин, Алик Сафиуллин, Байрас Ибрагимов, Гульдар Ильясова, работавшие в разные годы в Сибайском театре, внесли большой вклад в рост, развитие и совершенствование коллектива.

В 1987 году главным режиссером театра назначается Лек Валеевич  Валеев, а директором – Дамир Мазитович Галимов.

Заслуженный деятель  искусств  БАССР и РСФСР, лауреат государственной премии Салавата Юлаева  Лек Валеев, за короткое время работы в  Сибайском  театре  поставил знаковые спектакли для театрального искусства Башкортостана. Это спектакль «Башкирская свадьба» видного башкирского ученого, народного сказителя и  драматурга Мухаметши Бурангулова и драма народного поэта Мажита Гафури «Красная звезда» В свое время эти пьесы были запрещены цензурой партийной идеологии, но через 50 лет зрителю посчастливилось их вновь увидеть. Также очень талантливо он поставил спектакли Мукарамы Садиковой «Ненаглядная», Н.Рыбакова «Мое дитя –

В год 60-летия театра  в сентябре 1991 года приказом Совета Министров Республики Башкортостан Сибайскому башкирскому государственному театру драмы присвоено имя первого художественного руководителя театра, выдающегося деятеля театрального  искусства,  народного артиста СССР Арслана Мубарякова. Коллектив театра начал работать с большим воодушевлением, стараясь соответствовать своему новому статусу и не ронять честь, высоту великого артиста. Театр ставит для себя новые задачи, совершенствует свое творчество, обогащает стиль своей игры, старается обрести свое лицо среди других  театров республики.

Прежде всего, нужно было так подобрать репертуар, найти такие произведения, которые  бы отвечали злобе дня, и способствовали творческому росту коллектива. Ведь одна из главных задач театра – в каких бы  сложных условиях ни находились, продолжать стабильно работать, не потерять своих зрителей. Отрадно то, что все это коллективу удается, ему под силу удовлетворить духовные потребности, как взрослых зрителей, так и молодых.

Вот уже двадцать лет   коллективом театра руководит заслуженный работник культуры Башкортостана и Российской Федерации, заслуженный деятель искусств РБ, талантливый режиссер Дамир Мазитович Галимов. Интересно и успешно работает в театре и известный режиссер, заслуженный артист Башкортостана, заслуженный деятель искусств РБ Салихьян Афлятунов.

Постановки талантливого режиссера Дамира Галимова входят в золотой фонд театра. Трагикомедии «Любишь – не любишь», «Эх, друг, Байтимир», комедии «Пирог», «Холостяки»,  драма «Отчего девчонки плачут» Флорида Булякова, трагедии «Ночь» Наиля Гаитбаева, «Тамарис»Тамары Ганиевой, драмы «Танкабика», «Не улетайте, журавли!»Тансулпан Гариповой и многие другие получили высокую оценку со стороны театральных критиков и публики. А драматическая легенда Зайнаб Биишевой «Волшебный курай» на первом Республиканском фестивале детских и юношеских спектаклей «Колонсак» среди профессиональных театров была удостоена Гран-при.

Особым событием в жизни театра стал спектакль «Кодаса» по произведению Загира Исмагилева и Баязита Бикбая. Если до этого его ставил только оперный театр, на этот раз он стал украшением Сибайской сцены. Музыкальная комедия «Кодаса» прошла с аншлагом  и в Москве,  в знаменитом театре им. Е.Вахтангова.

В творчестве каждого артиста талантливый режиссер оставляет  неизгладимый след. Например, народная артистка РБ Рамиля Худайгулова за исполнение роли Хадии Давлетшиной в трагедии «Ночь» Н.Гаитбаева (режиссер Д.Галимов) в 1993 году была удостоена премии имени Бадар Юсуповой. Этой же премии удостоена и народная артистка Башкортостанан Рамиля Салимгареева за роль Шамсии в музыкальной комедии «Кодаса» в 1995 году.  А молодой актер, заслуженный артист  РБ Марс Итбаев, исполняющий роль Ильяса в данной комедии, завоевал на фестивале приз «Надежда».

Режиссерская деятельность Салихьяна Гиниятовича началась 1993 году с постановки «Почему чувства гаснут» Наиля Гаитбаева. Сегодня  он ставит не только пьесы современных драматургов, а часто обращается к мировой классике. Это пьесы Н.Гоголя «Женитьба», А.Островского  «Банкрот».

Спектакли, поставленные Салихъяном Гиниятовичем, вызывают огромный интерес не только зрителей, но и критиков. На республиканском фестивале «Театральная весна» 1994 года, поставленная им пьеса «Женитьба» получила высочайшую оценку: режиссер, талантливые артисты Мулланур Нигматуллин, Риф Сайфуллин, Асхат Янбеков, Рамиля Салимгареева и Юнир Гайнуллин удостоились званий лауреатов фестиваля. А в 2000 году народные артисты РБ: Рамиля Худайгулова и Риф Сайфуллин, исполняющие главные роли в спектакле «Убежавшие в счастье» Тансулпан Гариповой,  победили в номинации «Самый лучший дуэт».

Режиссер, присущими только ему приемами, каждому своему спектаклю придает оригинальность и свежее прочтение. Его постановки «Женитьба» Н.Гоголя, «Банкрот» А.Островского, «Сбежавшие в счастье»Т.Гариповой, «Прерванная надежда» Н.Асанбаева и другие высоко оценены с точки зрения профессионального исполнения.

В 2000 году весь творческий коллектив театра принял участие в Международном  фестивале «Туганлык» со спектаклем «Тамарис». По итогам фестиваля  создатели спектакля «Тамарис» были удостоены приза зрительских симпатий.

В 2004 году Сибайский театр переехал в новое построенное и  оформленное по современным технологиям и дизайну здание. Открылись новые возможности для плодотворной, творческой работы.

 

В 2005 году  на Республиканском фестивале «Театральная весна» спектакль «Суд матери» А.Атнабаева получил высокую оценку критиков. Главная героиня Ильбика – народная артистка РБ Рамиля Худайгулова «Лучшая женская роль».

В 2007 году его  творческий состав пополнили выпускники Высшего театрального училища им. М.С.Щепкина:  Г.Мурзагильдина, Р.Мифтахетдинов, Л.Рустанова.

В 2008 году к 100-летию со дня рождения народного артиста СССР, лауреата государственной премии им. С.Юлаева Арслана Котлоахметовича Мубарякова, состоялось торжественное открытие мемориальной доски. Была осуществлена постановка по пьесе А.Мубарякова «Женушка».

В 2009 году коллектив театра принял участие в 2-х Республиканских фестивалях   «Театральная весна-2009» со спектаклем «Плачет ива за горой», а также  в Театральном фестивале, посвященном 90-летию со дня рождения  Мустая Карима, со спектаклем «В ночь лунного  затмения».

21 октября 2010 год участие на фестивале, посвященный 75-летию со дня рождения  татарского драматурга Туфана Миннуллина в г.Казани со спектаклем «Любовница»(Т.Миннуллин) .

3 декабря 2010 года коллектик театра принял участие в Республиканском фестивале башкирской  драматургии, посвященного  Году Республики в г.Стерлитамак со спектаклем Т.Давлетбердиной «Пропажа».

Сибайский государственный башкирский театр драмы  имени Арслана  Мубарякова – один из ведущих театров республики, который вот уже более полувека несет людям духовную культуру, сохраняя обычаи, традиции, неповторимый колорит и  мелодичность башкирского языка. Репертуар театра очень богат. Каждый год он восполняется новыми театральными постановками. Творческий коллектив смело воплощает на своей сцене и национальные произведения и драматургию родственных народов, и шедевры зарубежной и русской классики.

В последние годы  зрителей всех возрастов радуют спектакли «Не улетайте, журавли», Тансулпан Гариповой, «Шаймуратов-генерал» Флорида Булякова,  «Беркут Урала» Наиля Гаитбаева,   «Живая земля» И.Дильмухаметова, «Муки судьбы» С.Абузарова, «Провидец» Л.Якшибаевой,  “Эх, хорошо!” Б.Кагармановой и многие другие.

Сибайский театр поистине можно назвать колыбелью начинающих  драматургов, так как именно с ее сцены начали свой творческий путь многие сегодня известные драматурги, как Наиль Гаитбаев, Тансулпан Гарипова, Гульшат Ахметкужина, Буранбай Искужин, Тамара Ганеева и другие.

На сцене Сибайского театра зажглось  много новых звезд театрального искусства. Здесь они сделали свои первые шаги, здесь окрепли их крылья и они вылетели из родного гнезда, чтобы завоевать подмостки столичных театров. Сегодня они известные мастера сцены, ведущие актеры.

Сегодня в театре служат искусству корифеи театра, наставники молодого поколения- народные артисты: Рамиля Худайгулова, Зифа Баязитова, Риф Сайфуллин, Нурзия Абдрашитова.

Заслуженные артисты РБ – Юнир Гайнуллин, Айгуль Хакимова, Альфира Юсупова, Альфира Галлямова, Альберт Салаватов, Венер Сунагатов.

Ветеран театра: Марсель Худайгулов, обладатель почетного знака Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ“За высокие достижения».

В помощь старшему поколению есть и молодое поколение полные энергией и энтузиазма. Артисты – Резеда Сафиуллина,  Рима Гайнуллина, Айгуль Зайнуллина,  Ильгиз Абдрашитов, Салават Валеев, Вадим Гильманов, Мурат Амантаев, Залия Хафизова, Гульфия Максютова, Айбулат Гумеров, Юлия Мухамедьянова, Залина Усманова, Нафис Саитов.

В 2021 году Сибайский государственный башкирский театр им. А.Мубарякова отметил 90 лет со дня основания. Сохраняя свою самобытность и традиции,  театр уверенно смотрит в будущее.

…В далекие тридцатые годы это был маленький передвижной театр, в составе которого было всего девять артистов. В таком составе он выбрал большую дорогу в искусство и до сих пор в пути. Теперь это большой, талантливый и удивительно дружный коллектив. Он горит яркой звездой среди других театров республики и несет свет, красоту и вечные ценности своему народу.

Поделиться: